скачать рефераты
скачать рефераты
скачать рефераты

Меню


скачать рефераты
скачать рефераты
На главную

Реферат: Русский печной изразец

Русский печной изразец

Вступление.

''Сила и богатство искусства целого народа основаны на стиле и

богатстве духовной жизни народа и, в конечном счёте, на силе и богатстве

народного искусства. Народ – коллективный художник. Он-то и выделяет из

своей среды на всём протяжении истории искусств художественных деятелей,

которые сильны связью со своим народом, его удивительным и духовным миром,

эстетическими вкусами и идеалами''.1

Декоративное искусство играет огромную роль в развитии у человека

чувства прекрасного. Оно формирует его эстетические чувства, воспитывает

эстетическую восприимчивость, художественный вкус.

''Есть ещё пропасть людей – писал В. В. Стасов, - которые воображают,

что нужно быть изящным только в музеях, в картинах и статуях, в громадных

соборах, наконец, во всём исключительном, особенном, а что касается до

остального, то можно расправляться как ни попало – дескать дело пустое и

вздорное. Что может быть несчастнее и ограниченнее таких понятий! Нет,

настоящее, цельное, здоровое в самом деле искусство существует лишь там,

где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности

простёрлась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих нашу жизнь''.2

Окружающие человека вещи представляют собой материальное, предметное

воплощение его чувств. Это раскрытая книга человеческой психологии.

В декоративном искусстве, в отличие от живописи и скульптуры

воплощение эмоций и настроений осуществляется не путём воспроизведения

видимого мира, а посредством создания новых предметов, не имеющих прямого

прообраза в натуре. В этом специфика художественного образа в декоративном

искусстве. Поскольку изразцовое искусство является декоративным, то и в нем

изобразительное начало играет подчинённую роль.

1. Русское декоративное искусство. М.: 1962г. т. I. С.10

2. В.В. Столов. Нынешнее искусство в Европе. В кн.: В.В. Стасов. Собрание

сочинений. С-Пб. 1894г. т. I. С.422-423. Рус. дек. ис-во. М. 1962г. т.I.

Главное –создание таких форм и такого декора предмета, которые бы с

наибольшей выразительностью и красотой соответствовали практическому

назначению и художественному замыслу. Отсюда сами изобразительные мотивы

неизменно становятся наиболее условными, обобщёнными. Но эта условность не

есть ограниченность, а специфический язык, дающий огромные возможности для

решения творческих задач. Изразцовое искусство имеет многовековую историю.

В нем своеобразно отразились – духовный мир русского народа, эстетические

вкусы и понятия. Оно отличается глубокой народностью.

В орнаменте изразцов отразился не только широкий мир, окружающий

человека, природы, но ещё и различные привнесённые из других эпох и

заимствованные у других народов художественные формы. Однако русский

художник претворяет и перерабатывает эти заимствования настолько органично,

что они становятся подлинным, самобытным явлением его творчества. Общность

форм и орнаментов русского декоративного искусства с формами и орнаментами

других народов не лишает его своеобразия, а лишь подтверждает широкие

культурные связи русского народа.

''Характерная черта народного искусства – ярко-выраженное чувство

ритма, любовь к повторности мотивов, к замедленным мерным темпам. Народные

мастера больше всего ценят симметрию и уравновешенность''.1.

Тесно связанное с жизнью народа, гончарное искусство было занятием

широких масс крестьян и ремесленников. Богатство творческой фантазии,

тонкость вкуса, чувство пропорций силуэта, цветовой гармонии – всё это ярко

проявлялось в творениях мастеров. В этом заключается огромная

художественная ценность их работ, в этом же состоит великое художественное

значение творчества.

Именно том, что ни в коей мере нельзя умалять роль декоративного

искусства, его значимостъ в истории искусства вообще; об эстетике

природного материала, в частности, - о глине; об изразцовом искусстве, как

интереснейшем

1. М. В. Алпатов. Всеобщая история искусств. т.III. С. 342.

явлении декоративно-прикладного искусства и о специфике его выразительных

средств говорится в этой работе. В дипломной работе была сделана попытка

проследить, как далеко простираются корни этого ремесла и какой глубоко

национальный характер оно имеет, ведь изразцовое украшение печи – традиция,

бытующая на Руси на протяжении многих столетий; а так же как продолжаются

традиции гончарного дела в наши дни.

Решая задачи, поставленные в дипломе, были изучены исследования в

области изразцового искусства С. А. Маслиха, Ю. П. Спегальского, Н. Левко.

Серьезно помог в работе альбом ''Русское изразцовое искусство XV –

XIX в.'' С. А. Маслиха, та как в нем можно увидеть и сравнить друг с другом

изразцы различных областей Европейской части России. Работы по изучению

изразцов Ю. П. Спегальского и Н. Левко более специфичны, ведь они

занимались изучением художественных памятников отдельных городов – Пскова,

Витебска. В основном же литература об изразцах носит характер общеобзорный

либо очерковый.

Чтобы дать представление о древнерусских печах и всём разнообразии их

изразцового декора, потребовалось рассмотрение литературы, описывающей

технологии изготовления печей и производства изразцов; этнографические

материалы, содержащие информацию о поверьях и обычаях, связанных с печами.

Этому посвящена отдельная глава диплома.

Работа над дипломом велась не только в библиотеках Каменск-Уральского

и Екатеринбурга, но и в фондах Екатеринбургского краеведческого музея, где

были выполнены зарисовки, хранящихся там изразцов, а так же в мастерской

катайского керамиста С. А. Гаврилова, чьему творчеству посвящена часть

работы.

Специализированного музея изразцов нет и памятники этого искусства

рассредоточены по музеям сёл и городов и, как правило, не имеют

''биографии'', а тема изразечного дела является очень интересной и мало

изученной. И в этой работе сделана попытка приоткрыть завесу хотя бы на

часть этой проблемы.

Глава I. о керамике и израцзе.

Термин ''керамика'' происходит от греческого слова ''керамос'', что

означает - глина.

Керамическими называют изделия, изготовленные из глины с различными

добавками и обожённые до каменного состояния.

В результате термической обработки керамика приобретает

огнеупорность, химическую стойкость и ряд других свойств, определяющих её

широкое использование. ''Вероятно, ничто так великолепно не свидетельствует

о минувшем, как керамика. Обожённая глина, пусть даже и в черепках,

сохраняется практически вечно''.1.

С древнейших времён т вплоть до наших дней керамические изделия

занимают одно из ведущих мест в декоративно-прикладном искусстве всех

народов мира.

Гончарное ремесло в России известно с незапамятных времён. Глина была

повсеместно распространённым подручным материалом, богатые пластические и

художественные возможности которого привлекали человека ещё в древнейшие

времена. Глина очень легко поддается обработке, из неё можно вылепить что

угодно. С открытием обжига глиняные изделия стали самыми необходимыми и

самыми практичными в быту.

Особое место в древнерусской керамике занимают изразцы.

Изразцы – разновидность архитектурно-декоративной керамики.

Применялись они для внешней облицовки зданий и их внутреннего убранства.

Термин ''изразец'', или ''образец'', обычен в обиходе русского государства

в эпоху феодализма. В западноевропейских государствах и на территории

Белоруссии этот вид керамической продукции известен по письменным

источникам как ''кафель''.

Внешний вид изразцов неодинаков. К древнейшей их разновидности

относятся так называемые ''горшковые'' изразцы. Древнего Рима, получившие

1. Белов В. И. Лад. М.,1982. С. 52.

преобразование в Европе в эпоху средневековья в прямоугольные, имеющие

в задней части румпу, т.е. глиняную коробку для крепления изразца к стене.

Горшковые изразцы происходят из слоя XIV- XVI вв. Они формировались на

гончарном круге; ранние (XIV-XV вв.) – на ручном, со значительной примесью

крупнозернистого песка, поздние (XVI в.) – на ножном из красножгущейся

глины хорошего качества без явно грубых включений в её состав.

Коробчатые изразцы, пришедшие на смену горшковым, в зависимости от

технологии, разделяются на большие группы:

1) Терракотовые рельефные (кон. XVI – XVIII вв.);

2) Зелёные поливные рельефные (XVII в.);

3) Полихромные рельефные (кон. XVII-XVIII вв.);

4) полихромные расписные (XVIII в).

Технология изготовления коробчатых изразцов XVI-XVII веков сложнее

технологии производства горшковых изразцов и показывает качественно-новый

уровень гончарного ремесла поздефеодального периода. Лицевая пластина

коробчатых изразцов оттискивается в специальных формах, изготовленных из

дерева или глины (матрицах). На матрице вырезался орнамент, который затем

передавался изразцу.

Красота изразцового убранства зависела в древности от искусства

мастера, резавшего деревянные формы для изразцов. Недаром само слово

''изразец'' – это то, что вырезано, обработано.

Формовка коробчатого изразца производилась в несколько этапов.

Матрицу клали на гончарный круг, затем, присыпав тонким слоем песка,

заполняли сырой глиняной маской – мягкой и вязкой. Тщательно вминали её во

все неровности, мельчайшие углубления рельефа, чтобы не образовались

пустоты. Когда форма заполнялась доверху, выравнивали правильцем верхний

слой глины. Медленно поворачивая круг, изразцовой пластине наращивали

румпу. Когда после воздушной усадки глина затвердевала, изразец снимали с

формы, окончательно просушивали и обжигали. Температура обжига равнялась

700-7500С., изразцы с поливой обжигались при температуре свыше 9500С. Для

их обжига использовалось несколько горнов, т .к. нанесение поливы требовало

повторного обжига изразца и наличие одной обжигательной камеры не могло

удовлетворить мастера. Горн имел цилиндрическую форму, состоял из двух

камер, нижняя из которых выполняла роль топки.

В технике обжига важен каждый градус, каждая минута, т.к. один и тот

же состав поливы при разном режиме обжига может дать различную цветовую

окраску. Основных цветов в русском изразце пять – белый, желтый, синий,

зелёный, коричневый. И не счесть оттенков. Расцвечивают изразцы глазурями,

эмалями – непрозрачными ''глухими'' глазурями, ангобами.

''Глазурь – тонкий (0,1…0,3 мм) стекловидный слой, нанесённый на

поверхность керамического изделия и закреплённый на нем обжигом. Эмали

предохраняют керамические изделия от загрязнения, придают им красочность,

снижают влагопроницаемость. Правильно подобранная глазурь повышает

прочность керамических изделий. Глазуровать можно как нерасписанные

изделия, так и расписанные подглазурными красками и ангобами''.1

Глазурь наносится на поверхность изделия костью, а так же окунанием и

обливанием.

В качестве красящих компонентов в состав глазурей вводят: оксид меди

CuO – для получения зелёного и сине-зелёного цветов; оксид хрома CrO3 –

зелёный краситель; оксид марганца MnO – придающий коричневый, фиолетовый и

розовый цвета; оксид кобальта CoO – придающий синий цвет различных

оттенков; селенокадмиевые пигменты – цвет от оранжевого до алого; оксид

железа Fe2O3 – цвет от желтого до коричневого и др. вещества.

После высыхания глазури изделия обжигают, а чтобы глазурь не

потрескалась, изделия должны остывать медленно вместе с печью.

''Ангоб – это глина, разведённая до консистенции сметаны. Ангоба

различных цветов получают двумя способами. Первый – подбор природных глин,

которые после обжига окрашиваются в разные цвета.

1. Акунова Л.Ф., Крапивина В.А. Технология производства и декорирование

художественных керамических изделий. М., 1983. С. 53.

Натуральные ангобы имеют приглушенную окраску. Цвет их в основном тёплый:

красно-оранжевый, красно-коричневый, серый, жёлтый и др. Смешивая

натуральные ангобы между собой, можно получить множество тончайших

оттенков. К ним нужно прибавить ещё беложгущуюся глину. Приобрести глины,

имеющие разнообразную натуральную окраску, довольно трудно, к тому же в их

палитре отсутствуют холодные цвета – синие, зелёные, а также черные.

Поэтому гончары окрашивают белую глину в нужный цвет солями металлов''.1

Готовые ангобы часто имеют неопределённую окраску, и трудно поверить,

что после обжига они приобретают конкретный, ярко выраженный цвет. Цветные

ангобы наносят на поверхность изделия кистью, рожком.

Роспись ангобами производится до обжига, когда изделие находится в

кожетвердом состоянии. Оно уже подсохло, но ещё содержит достаточно влаги.

Именно это обеспечивает наиболее прочное сцепление ангобов с его

поверхностью.

Роспись выполняют либо непосредственно на изделии, либо после

предварительной грунтовки белым ангобом. Настоящий цвет у ангобов

проявляется после обжига. Многие из них имеют мягкую, приглушенную окраску,

но если перед обжигом на ангобы был нанесён тонкий слой глазури, краски

становятся сочными и яркими.

Испокон веку мастера подбирали материалы, которые между собой

''дружат''. Восточные керамисты приметили, что на лессовых, богатых

кальцием глинах, которые преобладают в Средней Азии, хорошо, прочно

держатся щелочные эмали и глазури. На их основе окиси меди и кобальта дают

очень яркие голубые и синие тона. Наши же русские глины большей частью

красные, богатые железом. На них лучше держатся глазури и эмали, богатые

свинцом и оловом, на основе которых те же самые окиси меди дают не голубые,

а зелёные тона, синий же цвет выходит более блёклый Множество различных

секретов таит в себе техника изразца, но не менее богата загадками и его

история.

1. Акунова Л. Ф. Крапивина В.А. Ук. соч. С. 65

Глава II. Символика печи. Эволюция форм.

Дом, жилище в представлении наших предков были повторением мира.

Потолок простирался над избой, как небо, подполье казалось подземным

царством, устье печи напоминало то древний алтарь со священным огнём, то

вход в ад. Мир казался чужим и страшным, а дом обжитым и своим. Чтобы

снаружи не влетела в дом нечистая сила, двери крестили – рисовали мелом или

сажей кресты, а окна закрывали ставнями. Нельзя было находиться на границе

между ''тем'' и ''этим'' миром – сидеть на пороге, здороваться или

прощаться через порог.

''Печь играет особую символическую роль во внутреннем пространстве

дома, совмещая в себе черты центра и границы. Как вместилище пищи или

домашнего огня, она воплощает собой идею дома в аспекте его полноты и

благополучия и в этом отношении соотнесена со столом. Поскольку же через

печную трубу осуществлялась связь с внешним миром, в том числе с ''тем

светом'', печь сопоставима с дверью и окнами. Печная труба это

специфический выход из дома, предназначенный для сверхъестественных существ

и для контактов с ними: через неё в дом проникают огненный змей и чёрт, а

из него вылетают наружу ведьма, душа умершего, болезнь и т.п.

Символическую функцию печь выполняет и в том отношении, что в ней

готовится пища, т. е. природный продукт превращается в культурный объект, а

дрова в свою очередь превращает в пепел и дым, восходящий к небесам''.1

''Разные символические значения печи актуализировались в зависимости

от обрядового контекста. Если в свадебном и родинном обрядах она

символизировала рождающее женское лоно, то в похоронном – дорогу в

загробный мир и даже царство смерти.

В обряде ''перепекания'' ребёнка печь символизирует и могилу, смерть,

и рождающее женское лоно, причём засовывание ребёнка в тёплую печь призвано

убить болезнь и возродить уже ребёнка здорового.

1. Семёнова М. Мы славяне. С-Пет. 1997г. С. 172.

Когда заглядывали в печь, вернувшись с похорон, то таким образом хотели

избавиться от страха перед покойником и тоски по нему; когда тоже совершала

невеста, входя в новый дом, то считалось, что этим она выражает пожелание,

чтобы умерли родители жениха''.1.

На Украине, в Белоруссии и в Польше было принято, вынув хлеб из печи,

положить туда одно, два или три полена. Это делали для того, чтобы по ним

на ''том свете'', перейти через пекло.

Когда кто-нибудь уходил из дому, печь закрывали заслонкой, чтобы ему

повезло в пути и его не поминали лихом оставшиеся дома.

''Любой странник, совсем чужой человек, становился ''своим'', стоило

ему обогреться у очага. Его защищали как родного. Нечистая сила не смела

приблизиться к огню, зато огонь был способен очистить что-либо

осквернённое.

В присутствии огня считалось немыслимым выругаться: ''Сказал бы тебе…

да нельзя: печь в избе!''2

Русская сваха, явившаяся сватать невесту, непременно протягивала руки

к печи, грея ладони, в какое бы время года это не происходило: тем самым

она призывала огонь себе в союзники, заручаясь его поддержкой. Невесту, в

свою очередь, прятали за печью во время сватовства.

Считалось, что под печью живёт домовой – хранитель домашнего очага.

Нередко печь фигурирует в народных сказках: Емеля разъезжал на печи

по городу, богатырь Илья Муромец много лет просидел на печи.

И это далеко не всё, что можно сказать о печи. Интересных примеров

великое множество.

''Догадлив крестьянин, на печи избу поставил'', - гласит русская

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




скачать рефераты
Рефераты.
скачать рефераты © «Библиотека»
скачать рефераты